Основы религиозных культур и светской этики 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Волгоградской области
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Ор Авнер»
ЧОУ «СОШ «Ор Авнер»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор ЧОУ «СОШ «Ор Авнер»

__________________________________

_____________________________________

Бобровских О.А.
«30» августа 2023 г.

Никитина Е.В.
«30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

Волгоград 2023

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы
религиозных культур и светской этики») (далее соответственно – программа
по ОРКСЭ,

ОРКСЭ) включает пояснительную записку,

содержание

обучения, планируемые результаты освоения программы по основам
религиозных культур и светской этики.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
ОРКСЭ, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в 4 классе на уровне начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают
личностные, метапредметные результаты, а также предметные достижения
обучающегося за весь период обучения на уровне начального общего
образования.
2. Пояснительная записка.
2.1. Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а
также ориентирована на целевые

приоритеты духовно-нравственного

развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
2.2. Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
буддийской

культуры»,

«Основы

иудейской

культуры»,

«Основы

религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Выбор

модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Учитывая специфику ЧОУ СОШ «Ор Авнер» как школы с
этнокультурным еврейским компонентом, на основании заявления
родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних

обучающихся осуществлён выбор модуля «Основы иудейской культуры».
2.3. Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают
результаты

по

каждому

учебному

модулю.

При

конструировании

планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые
представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания каждого учебного
модуля.

Общие

результаты

содержат

перечень

личностных

и

метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся
независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4
класс), все результаты обучения представляются за этот период. Целью
программы по ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных

и

религиозных

традиций

многонационального

народа

Российской Федерации, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
2.4. Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных обучающимися, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой

и

многоконфессиональной

среде

на

основе

взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации

программы

способствующий

по

ОРКСЭ

формированию

представлений

о

культуре

(православия,

ислама,

–

у

культурологический

обучающихся

традиционных

буддизма,

религий

иудаизма),

подход,

первоначальных
народов

российской

России
светской

(гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
2.5. Культурологическая

направленность

программы

по

ОРКСЭ

способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных
идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов Российской
Федерации,

формированию

ценностного

отношения

к

социальной

реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма,
светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный
подход

к

преподаванию

учебного

предмета

ОРКСЭ

предполагает

организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от
них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в
процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена
информацией, обсуждения разных точек зрения и другие.
2.6. Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы
по

ОРКСЭ

являются

психологические

особенности

обучающихся,

завершающих обучение на уровне начального общего образования: интерес к
социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого.
Естественная

открытость

обучающихся

уровня

начального

общего

образования, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность,

остро

реагировать

как

на

доброжелательность,

отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости,
нанесение обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию
законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо
учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть
уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм,
обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно
ценного поведения.
2.7. В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания
учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается
подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной
практике в религиозной общине
2.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34
часа (один час в неделю в 4 классе).
3. Содержание обучения в 4 классе.
3.1. Модуль «Основы иудейской культуры».
3.1.1. Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические
тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России.
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие
заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и
особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности
семейной жизни в иудейской традиции.
3.1.2. Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

многонационального и многоконфессионального народа России.

Патриотизм

4. Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования.
4.1. Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
формировать

национальную

и

гражданскую

самоидентичность,

осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значения гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать
любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил,
проявлять

в

повседневной

жизни

доброту,

справедливость,

доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
понимать

необходимость

обогащать

свои

знания

о

духовно-

нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
4.2. В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего
образования

у

обучающегося

будут

сформированы

познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
4.2.1. Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач
учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях, использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать

умения

в

области

работы

с

информацией,

осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения,

классификации,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
4.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества

–

мораль,

этика,

этикет,

справедливость,

гуманизм,

благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных
религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных
задач: сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на
основе изучаемого фактического материала;
признавать

возможность

существования

разных

точек

зрения,

обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

выполнять

совместные

проектные

задания

с

использованием

предложенного образца.
4.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспроизводить

прослушанную

(прочитанную)

информацию,

подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к
гражданской этике;
использовать

разные

средства

для

получения

информации

в

соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую,
видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному
материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете
(в условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках,

с

помощью

учителя,

оценивать

её

объективность

и

правильность.
4.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать

небольшие

тексты-описания,

тексты-рассуждения

для

воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных
в религиозных учениях и светской этике.
4.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях,
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества, проявлять способность к сознательному самоограничению в
поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения, осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
4.2.6. У обучающегося будут сформированы умения совместной
деятельности:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть

умениями

совместной

деятельности:

подчиняться,

договариваться, руководить, терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по
изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.

4.3. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
4.3.1. Модуль «Основы иудейской культуры».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:
выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для
жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с
грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего,
Десяти

заповедей)

в

жизни

человека,

объяснять

«золотое

правило

нравственности» в иудейской религиозной традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
раскрывать

своими

словами

первоначальные

представления

о

мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об
основных принципах иудаизма;

рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о
Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах
поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая
Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, иудейских
традиционных семейных ценностей;
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её
смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции,
каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на
территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
иудейского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
приводить

примеры

нравственных

поступков,

совершаемых

с

использованием этических норм религиозной культуры и внутренней
установки личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного

(приводить

примеры),

понимание

российского

общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству,

нашей

общей

Родине

–

России,

приводить

примеры

сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре,
традиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№ п/п

Тема учебного занятия

Количество
часов

Деятельность учителя с учётом

Формирование порядочного,
честного, достойного
гражданина, уважающего
культурные традиции России.
Формировать понимание и
принятие значения российских
традиционных духовных и
нравственных ценностей,
духовно-нравственной культуры
народов России, российского
общества как источника и
основы духовного развития,
нравственного
совершенствования.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Электронное приложение к
учебному пособию «Основы
религиозных культур и
светской

1

Россия — наша Родина

1

2

Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия

1

3

Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия

1

4

Тора — главная книга иудаизма.

1

5

Сущность Торы. «Золотое правило
Гилеля»

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

6

Письменная и Устная Тора.
Классические тексты иудаизма

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

Патриархи еврейского народа.
7

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

Евреи в Египте: от Йосефа до Моше.
8

9

1
Исход из Египта.
иудейской традиции.

Его отражение в
1

Дарование Торы на горе Синай.
10

1

Воспитывать на примерах
нравственных категорий в
иудейской культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние,
сострадание, ответственность,
послушание, исполнение
заповедей, борьба с грехом и
спасение).

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

11

Пророки в иудейской культуре

1

12

Праведники в иудейской культуре

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

13

Храм в жизни иудеев

14

Назначение синагоги и её устройство

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

15

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

16

Молитвы и благословения в иудаизме

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

17

Добро и зло

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

18

Творческие работы учащихся:
«Почувствовать себя евреем»

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

19

Творческие работы учащихся: «Хорошие
качества (мидот товот) и благодеяния
(гмилут хасидим)».

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

Показывать и объяснять роль
иудаизма в становлении
культуры народов России,
российской культуры и
государственности.

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

20

Иудаизм в России

1

21

Основные принципы иудаизма

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

22

Основные принципы иудаизма

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

23

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

24

Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

25

Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

26

Еврейский дом — еврейский мир:
знакомство с историей и традицией

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

27

Еврейский календарь

28

Еврейские праздники: их история и
традиции

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

29

Еврейские праздники: их история и
традиции

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

30

Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа

1

31

Ценности семейной жизни в иудейской
традиции.

1

Воспитывать на примерах
нравственных поступков,
совершаемых с использованием
этических норм религиозной
культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно
своей совести;

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il
http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

32

Любовь и уважение к Отечеству

1

33

Творческие работы учащихся: «Мое
отношение к миру, к людям, к Родине»

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

34

Творческие работы учащихся: «Мой
народ в истории моей страны».

1

http://machanaim.org/index.htm
http://www.eleven.co.il

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Маханаим: Центр еврейского образования на русском языке. -- http://machanaim.org/index.htm
Электронная еврейская энциклопедия. -- http://www.eleven.co.il


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».