Биология 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Волгоградской области
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Ор Авнер»
ЧОУ «СОШ «Ор Авнер»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР

Директор ЧОУ «СОШ «Ор Авнер»

__________________________________

_____________________________________

Бобровских О.А.
«30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология»
для обучающихся 11 класс

Волгоград 2023

Никитина Е.В.
«30» августа 2023 г.

Рабочая программа по учебному предмету «Биологии» на уровне
среднего общего образования
1. Пояснительная записка.
1.1. При разработке программы по биологии теоретическую основу для
определения подходов к формированию содержания учебного предмета
«Биология»

составили:

взаимообусловленности

концептуальные
целей,

положения

содержания,

ФГОС

результатов

СОО

о

обучения

и

требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о
специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям
определены основные функции программы по биологии и её структура.
1.2. Программа по биологии даёт представление о целях, об общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Биология», определяет обязательное предметное
содержание,

его

структуру,

распределение

по

разделам

и

темам,

рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного
процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии
также

учитываются

требования

к

планируемым

личностным,

метапредметным и предметным результатам обучения в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий
обучающихся по освоению содержания биологического образования.
1.3. В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень)
реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в
ней просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием

естественно-научного

мировоззрения,

ценностных

ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом
образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде.

Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о
строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию
полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в
том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медикогенетического

консультирования,

обоснования

экологически

целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа
влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности
учебного предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения
условий для решения одной из актуальных задач школьного биологического
образования,

которая

предполагает

формирование

у

обучающихся

способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося
современного мира.
1.4. Программа по биологии является ориентиром для составления
рабочих программ, авторы которых могут предложить свой вариант
последовательности изучения и структуры учебного материала, своё видение
путей формирования у обучающихся 10–11 классов предметных знаний,
умений и способов учебной деятельности, а также методических решений
задач воспитания и развития средствами учебного предмета «Биология».
1.5. Биология на уровне среднего общего образования занимает важное
место. Он обеспечивает формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт
условия

для:

познания

законов

живой

природы,

формирования

функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе
и человеку.
1.6. Большое

значение

биология

имеет

также

для

решения

воспитательных и развивающих задач среднего общего образования,

социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для
формирования интеллектуальных, коммуникационных и информационных
навыков, эстетической культуры, способствует интеграции биологических
знаний с представлениями из других учебных предметов, в частности,
физики, химии и географии. Названные положения о предназначении
учебного предмета «Биология» составили основу для определения подходов
к отбору и структурированию его содержания, представленного в программе
по биологии.
1.7. Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом
уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в соответствии
с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие поведение человека в
окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и
практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают
элементы

содержания,

которые

служат

основой

для

формирования

представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных

ориентациях

личности,

способствующих

гуманизации

биологического образования.
1.8. Структурирование содержания учебного материала в программе по
биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
1.9. Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне –
овладение

обучающимися

знаниями

о

структурно-функциональной

организации живых систем разного ранга и приобретение умений

использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов
живой природы и решения различных жизненных проблем.
1.10. Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на
базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой
для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной
грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при
изучении биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня
экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей
среде,

собственному

здоровью,

профилактики заболеваний.

обоснование

и

соблюдение

мер

1.11. В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на
базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим в
состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии – 68
часов: в 10 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часов (1 час в
неделю).
2. Содержание обучения в 11 классе.
1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа – резервное время
2.1. Тема 1. Эволюционная биология.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная
теория и её место в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие
биологии и других наук.
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность
появления видов в палеонтологической летописи, переходные формы.
Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и островов.
Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов
позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, аналогичные,
рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство
механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех
организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения
дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное
размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость,
борьба за существование, естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный
процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф
генов. Изоляция и миграция.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы
естественного отбора.
Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры
приспособлений у организмов. Ароморфозы и идио­адаптации.
Вид

и

видообразование.

Критерии

вида.

Основные

формы

видообразования: географическое, экологическое.
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная,
конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.
Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая
специализация. Адаптивная радиация.
Демонстрации:
Портреты: К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, В.О. Ковалевский,
К.М. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, А.Н. Северцов.
Таблицы и схемы: «Развитие органического мира на Земле»,
«Зародыши позвоночных животных», «Археоптерикс», «Формы борьбы за
существование», «Естественный отбор», «Многообразие сортов растений»,
«Многообразие

пород

животных»,

«Популяции»,

«Мутационная

изменчивость», «Ароморфозы», «Идиоадаптации», «Общая дегенерация»,
«Движущие

силы

эволюции»,

«Карта-схема

маршрута

путешествия

Ч. Дарвина», «Борьба за существование», «Приспособленность организмов»,
«Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».
Оборудование: коллекция насекомых с различными типами окраски,
набор плодов и семян, коллекция «Примеры защитных приспособлений у
животных», модель «Основные направления эволюции», объёмная модель
«Строение головного мозга позвоночных».
Биогеографическая карта мира, коллекция «Формы сохранности
ископаемых животных и растений», модель аппликация «Перекрёст
хромосом»,

влажные

препараты

«Развитие

насекомого»,

«Развитие

лягушки», микропрепарат «Дрозофила» (норма, мутации формы крыльев и
окраски тела).

Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 1. «Сравнение видов по морфологическому
критерию».
Лабораторная работа № 2. «Описание приспособленности организма и
её относительного характера».
2.2. Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы
возникновения жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая
эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических.
Экспериментальное подтверждение химической эволюции. Начальные этапы
биологической эволюции. Гипотеза РНК-мира. Формирование мебранных
структур и возникновение протоклетки. Первые клетки и их эволюция.
Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и
протерозойская эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский,
ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская

эра

и

её

периоды:

палеогеновый,

неогеновый,

антропогеновый.
Характеристика климата и геологических процессов. Основные этапы
эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и
животных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система органического мира как отражение эволюции. Основные
систематические группы организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений
о происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и
различия человека и животных. Систематическое положение человека.
Движущие
изменчивость

и

силы

(факторы)

естественный

антропогенеза.

отбор.

изготовление орудий труда, мышление, речь.

Общественный

Наследственная
образ

жизни,

Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек
умелый,

Человек

прямоходящий,

Человек

неандертальский,

Человек

разумный. Находки ископаемых остатков, время существования, область
распространения, объём головного мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие
(евразийская),

расы.

Основные

негро-австралоидная

(азиатско-американская).

Черты

большие

расы:

(экваториальная),
приспособленности

европеоидная
монголоидная
представителей

человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас.
Критика расизма.
Демонстрации:
Портреты: Ф. Реди, Л. Пастер, А.И. Опарин, С. Миллер, Г. Юри,
Ч. Дарвин.
Таблицы и схемы: «Возникновение Солнечной системы», «Развитие
органического

мира»,

«Растительная

клетка»,

«Животная

клетка»,

«Прокариотическая клетка», «Современная система органического мира»,
«Сравнение анатомических черт строения человека и человекообразных
обезьян»,

«Основные

места

палеонтологических

находок

предков

современного человека», «Древнейшие люди», «Древние люди», «Первые
современные люди», «Человеческие расы».
Оборудование:

муляжи

«Происхождение

человека»

(бюсты

австралопитека, питекантропа, неандертальца, кроманьонца), слепки или
изображения каменных орудий первобытного человека (камни-чопперы,
рубила,

скребла),

геохронологическая

таблица,

коллекция

«Формы

сохранности ископаемых животных и растений».
Лабораторные и практические работы:
Практическая работа № 1. «Изучение ископаемых остатков растений и
животных в коллекциях».
Экскурсия «Эволюция органического мира на Земле» (в естественнонаучный или краеведческий музей).
2.3. Тема 3. Организмы и окружающая среда.

Экология

как

наука.

Задачи

и

разделы

экологии.

Методы

экологических исследований. Экологическое мировоззрение современного
человека.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная.
Экологические факторы. Классификация экологических факторов:
абиотические, биотические и антропогенные. Действие экологических
факторов на организмы.
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм.
Приспособления

организмов

к

действию

абиотических

факторов.

Биологические ритмы.
Биотические

факторы.

Виды

биотических

взаимодействий:

конкуренция, хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация,
мутуализм, комменсализм (квартиранство, нахлебничество). Аменсализм,
нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для существования
организмов в природных сообществах.
Экологические характеристики популяции. Основные показатели
популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост,
миграция. Динамика численности популяции и её регуляция.
Демонстрации:
Портреты: А. Гумбольдт, К.Ф. Рулье, Э. Геккель.
Таблицы и схемы: карта «Природные зоны Земли», «Среды обитания
организмов», «Фотопериодизм», «Популяции», «Закономерности роста
численности популяции инфузории-туфельки», «Пищевые цепи».
Лабораторные и практические работы:
Лабораторная работа № 3. «Морфологические особенности растений из
разных мест обитания».
Лабораторная работа № 4. «Влияние света на рост и развитие черенков
колеуса».

Практическая работа № 5. «Подсчёт плотности популяций разных
видов растений».
2.4. Тема 4. Сообщества и экологические системы.
Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая,
пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в
биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и
биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети.
Основные показатели экосистемы: биомасса, продукция. Экологические
пирамиды:

продукции,

численности,

биомассы.

Свойства

экосистем:

устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного
или широколиственного леса.
Антропогенные

экосистемы.

Агроэкосистемы.

Урбоэкосистемы.

Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение
биологического разнообразия на Земле.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура
биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как
глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в
биосфере.
Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода,
азота). Зональность биосферы. Основные биомы суши.
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в
биосфере. Глобальные экологические проблемы.
Сосуществование

природы

и

человечества.

Сохранение

биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. Основа рационального

управления природными ресурсами и их использование. Достижения
биологии и охрана природы.
Демонстрации:
Портреты: А.Д. Тенсли, В.Н. Сукачёв, В.И. Вернадский.
Таблицы и схемы: «Пищевые цепи», «Биоценоз: состав и структура»,
«Природные сообщества», «Цепи питания», «Экологическая пирамида»,
«Биосфера и человек», «Экосистема широколиственного леса», «Экосистема
хвойного

леса»,

антропогенные

«Биоценоз

воздействия

водоёма»,
на

«Агроценоз»,

природу»,

«Примерные

«Важнейшие

источники

загрязнения воздуха и грунтовых вод», «Почва – важнейшая составляющая
биосферы», «Факторы деградации почв», «Парниковый эффект», «Факторы
радиоактивного загрязнения биосферы», «Общая структура биосферы»,
«Распространение жизни в биосфере», «Озоновый экран биосферы»,
«Круговорот углерода в биосфере», «Круговорот азота в природе».
Оборудование: модель-аппликация «Типичные биоценозы», гербарий
«Растительные сообщества», коллекции «Биоценоз», «Вредители важнейших
сельскохозяйственных

культур»,

гербарии

и

коллекции

растений

и

животных, принадлежащие к разным экологическим группам одного вида,
Красная книга Российской Федерации, изображения охраняемых видов
растений и животных.
3. УУД по предмету «Биология».
Программа формирования УУД у обучающихся содержит:
описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов;
описание особенностей реализации основных направлений и форм;
учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3.1. Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов.
Содержание среднего общего образования определяется программой
среднего общего образования. Предметное учебное содержание фиксируется
в рабочих программах.

Разработанные по всем учебным предметам федеральные рабочие
программы (далее – ФРП) отражают определенные во ФГОС СОО УУД в
трех своих компонентах:
как

часть

метапредметных

результатов

обучения

в

разделе

«Планируемые результаты освоения учебного предмета на уровне среднего
общего образования»;
в соотнесении с предметными результатами по основным разделам и
темам учебного содержания;
в

разделе

«Основные

виды

деятельности»

тематического

планирования.
4.

Планируемые результаты освоения программы по биологии

(базовый уровень) на уровне среднего общего образования.
4.1. Согласно ФГОС СОО устанавливаются требования к результатам
освоения

обучающимися

программ

среднего

общего

образования:

личностным, метапредметным и предметным.
4.2. В

структуре

личностных

результатов

освоения

предмета

«Биология» выделены следующие составляющие: осознание обучающимися
российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к обучению
биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на
основе

ключевых

биологического

ценностей

знания,

руководствоваться

в

и

исторических

готовность
своей

и

традиций

способность

деятельности

развития

обучающихся

ценностно-смысловыми

установками, присущими системе биологического образования, наличие
экологического правосознания, способности ставить цели и строить
жизненные планы.
4.3. Личностные

результаты

освоения

предмета

«Биология»

достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии
историческими

с
и

традиционными

российскими

духовно-нравственными

социокультурными,

ценностями,

принятыми

в

обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
4.4. Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология»
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций,

позитивных

внутренних

убеждений,

соответствующих

традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании
учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к
явлениям современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и
социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения
учебных,

познавательных

и

исследовательских

задач,

уважительное

отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов
биологического содержания;

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность

российской

гражданской

идентичности,

патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам
природы, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и
развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов
природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:

понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни
(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил

и

норм,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к
собственному физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный

выбор будущей

профессии и

реализовывать

собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику
жизни на Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии
знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным
природопользованием

(соблюдение

правил

поведения

в

природе,

направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

окружающей

природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие

развитого

экологического

мышления,

экологической

культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, готовности к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и
общества, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации:
обеспечения нового уровня развития медицины, создания перспективных
биотехнологий,

способных

решать

ресурсные

проблемы

развития

человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и
обеспечения

перехода

к

устойчивому

развитию,

рациональному

использованию природных ресурсов и формированию новых стандартов
жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях
повышения

общей

культуры,

естественно-научной

грамотности

как

составной части функциональной грамотности обучающихся, формируемой
при изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных
науках, способность использовать получаемые знания для анализа и
объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений,
умение делать обоснованные заключения на основе научных фактов и
имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность

и

способность

к

непрерывному

образованию

и

самообразованию, к активному получению новых знаний по биологии в
соответствии с жизненными потребностями.
4.5. В

процессе

достижения

личностных

результатов

освоения

обучающимися программы по биологии на уровне среднего общего
образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания,

включающего

способность

понимать

своё

эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность

за

своё

поведение,

способность

адаптироваться

к

эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии,

включающей

способность

понимать

эмоциональное

состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;

социальных

навыков,

включающих

способность

выстраивать

отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
4.6. Метапредметные
«Биология»

включают:

результаты
значимые

освоения

для

учебного

формирования

предмета

мировоззрения

обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия,
отражающие целостность научной картины мира и специфику методов
познания, используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление,
процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон,
теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других),
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные),
грамотности

и

обеспечивающие
социальной

обучающихся
мировоззренческие

компетенции

использовать
знания

формирование

и

обучающихся,

освоенные
универсальные

познавательной и социальной практике.

функциональной
способность

междисциплинарные,
учебные

действия

в

Тематическое планирование
11 класс
№ п/п

Тема учебного занятия

Количество

Деятельность учителя с

ЭОР

часов

учетом программы

ЦОР

воспитания
Тема 1: «Эволюционная биология» (9 часов)
1

Эволюционная теория и её место в

1

биологии
2

Свидетельства эволюции.

Уважающий труд,

https://m.edsoo.ru/863ea20e

результаты труда.
1

Проявляющий способность

https://m.edsoo.ru/863e9570

к творческому

Эволюционная теория Ч. Дарвина
3

Микроэволюция

1

созидательному социально

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

4

Популяция как единица вида и

1

значимому труду.

https://m.edsoo.ru/863e99c6

5

эволюции. Лабораторная работа

Выражающий осознанную

№ 1: «Сравнение видов по

готовность к получению

морфологическому критерию». 20

профессионального

минут

образования.

Движущие силы (факторы)
эволюции видов в природе

1

Обладающий
представлением о

https://m.edsoo.ru/863e9da4

6

7

Естественный отбор –

1

современной научной

направляющий фактор эволюции.

картине мира, достижениях

Формы естественного отбора.

науки и техники

Приспособленность организмов как

1

Применяющий знания

результат эволюции. Вид и

естественных и социальных

видообразование. Лабораторная

наук для разумного,

работа № 2: «Описание

бережливого

приспособленности организма и её

природопользования в быту,

относительного характера». 20

общественном

минут

пространстве.

8

Макроэволюция. Формы эволюции.

1

9

Необратимость эволюции

1

https://m.edsoo.ru/863e9ed0

https://m.edsoo.ru/863e9fde

https://m.edsoo.ru/863e9c1e

Тема 2: «Возникновение и развитие жизни на Земле» (9 часов)
10

Донаучные представления о

1

зарождении жизни
11

Научные гипотезы возникновения

результаты труда.
1

Развитие жизни на Земле по эрам и
периодам

Проявляющий способность

https://m.edsoo.ru/863ea5a6

к творческому

жизни на Земле
12

Уважающий труд,

1

созидательному социально
значимому труду.

https://m.edsoo.ru/863ea6be

13

14

Мезозойская эра и её периоды.

1

Кайнозойская эра и её периоды.

готовность к получению

Практическая работа № 1:

профессионального

«Изучение ископаемых остатков

образования.

растений и животных в

Обладающий

коллекциях». 20 минут

представлением о

Система органического мира как

1

Эволюция человека. Антропология

1

Движущие силы (факторы)

1

науки и техники

https://m.edsoo.ru/863eac2c

естественных и социальных

https://m.edsoo.ru/863ead44

наук для разумного,

антропогенеза
17

https://m.edsoo.ru/863ea48e

Применяющий знания

как наука
16

современной научной

https://m.edsoo.ru/863ea8bc

картине мира, достижениях

отражение эволюции
15

Выражающий осознанную

Основные стадии и ветви эволюции

1

бережливого
природопользования в быту,

человека
18

Человеческие расы

1

общественном

19

Обобщение знаний по теме:

1

пространстве.

«Возникновение и развитие жизни
на Земле»
Тема 3: «Организмы и окружающая среда» (5 часов)

https://m.edsoo.ru/863eaea2

20

Экология как наука

1

Уважающий труд,

21

Среды обитания организмов.

1

результаты труда.
Проявляющий способность

Экологические факторы
22

Абиотические факторы.

https://m.edsoo.ru/863eafec

1

к творческому

Лабораторная работа № 3:

созидательному социально

«Морфологические особенности

значимому труду.

растений из разных мест обитания».

Применяющий знания

10 минут. Лабораторная работа № 4:

естественных и социальных

«Влияние света на рост и развитие

наук для разумного,

черенков колеуса». 10 минут

бережливого

23

Биотические факторы

1

природопользования.

24

Экологические характеристики

1

Обладающий

популяции. Практическая работа

представлением о

№ 5: «Подсчёт плотности

современной научной

популяций разных видов растений».

картине мира, достижениях

20 минут

науки и техники
Применяющий знания
естественных и социальных
наук для разумного,

https://m.edsoo.ru/863eb10e

https://m.edsoo.ru/863eb348

бережливого
природопользования в быту,
общественном
пространстве.
Тема 4: «Сообщества и экологические системы» (9 часов)
25

Сообщество организмов – биоценоз

1

Уважающий труд,

https://m.edsoo.ru/863eb46a

26

Экологические системы

1

результаты труда.

https://m.edsoo.ru/863eb46a

Проявляющий способность

(экосистемы)
27

Основные показатели экосистемы.

1

к творческому

Экологические пирамиды. Свойства

созидательному социально

экосистем. Сукцессия.

значимому труду.

28

Природные экосистемы

1

Применяющий знания

29

Антропогенные экосистемы

1

естественных и социальных

30

Биоразнообразие как фактор

1

наук для разумного,

Учение В.И. Вернадского о

https://m.edsoo.ru/863ebb5e

бережливого

устойчивости экосистем
31

https://m.edsoo.ru/863eb5fa

1

природопользования.

https://m.edsoo.ru/863ebd16

Обладающий

биосфере
32

Человечество в биосфере Земли

1

представлением о

33

Сосуществование природы и

1

современной научной

https://m.edsoo.ru/863eba1e

человечества
34

Обобщение знаний по теме:

картине мира, достижениях
1

науки и техники

«Сообщества и экологические

Применяющий знания

системы». Игровая форма 40 минут

естественных и социальных
наук для разумного,
бережливого
природопользования в быту,
общественном
пространстве.

Общее количество часов по
программе 40 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».